Дом-музей, Чарльстон

Дом-музей, Чарльстон. Дом Ванессы Белл и Дункана Гранта находится в живописнейшем местечке Англии - у подножья холмов Суссекса.

Дом в Чарльстоне был для Ванессы Белл и Дункана Гранта не просто домом, но и мастерской. Каждый уголок его сохранил следы индивидуальности своих хозяев.

Впервые Ванесса Белл приехала в Чарльстон в 1916 году. Тогда она прожила здесь четыре года. В дальнейшем она часто наведывалась сюда, в эту «деревенскую глушь», но поселилась в Чарльстоне окончательно лишь в 1939 году, в начале Второй мировой войны.

Стены чарльстонского дома, увитые плющом и окруженные тенистым садом, помнят многих друзей Ванессы Белл и Дункана Гранта. Блумсберийцы* то и дело приезжали сюда и гостили по месяцам. Здесь, в Чарльстоне, делала первые шаги младшая дочь художницы, Анжелика. Здесь бывали ее повзрослевшие внуки. Здесь Белл нашла то, что искала, — тихую жизнь в кругу близких людей.

Каждая, комната в доме — произведение искусства. Не покладая рук, трудились Ванесса Белл и Дункан Грант над созданием атмосферы дома, его неповторимого лица.

Деревушка Чарльстон расположена у подножия холмов Суссекса, в шести милях от небольшого городка Льюис. Дом стоит в конце длинной, обсаженной деревьями аллеи. Здание было построено в XIX веке, но некоторые хозяйственные постройки датируются XVI веком. Перед домом выкопан большой пруд, а с другой стороны дома находятся огород и цветочные клумбы.

Внимание Белл на дом в Чарльстоне обратила Вирджиния Вулф (Эшем-хаус, который она арендовала, располагался в четырех милях отсюда) . Приметливость Вулф оказалась как нельзя кстати. В 1916 году Дункану Гранту и Дэвиду Гарнету грозила мобилизация. Чтобы избежать ее, требовалось заняться каким-нибудь делом, имевшим «государственное значение». Сельское хозяйство было именно таким делом. Ванесса Белл посетила Чарльстон и нашла дом, который ей присоветовала сестра, на редкость уютным и красивым. Она арендовала его на длительный срок и подыскала на местной ферме работу для Гранта и Гарнета.

В Чарльстоне хранится множество картин -членов кружка Блумсбери и, конечно же, самих хозяев дома. Кухню в Чарльстоне Ванесса Белл написала в 1943 году.

И в октябре 1916 года Ванесса, ее сыновья Джулиан и Квентин, Дункан Грант и Дэвид Гарнет перебрались в Чарльстон. Жизнь здесь была спокойной, но куда менее комфортабельной, чем в Лондоне, — несмотря даже на штат прислуги. В Чарльстоне не было ни водопровода, ни центрального отопления, ни электричества. Зимой комнаты иногда так выстывали за ночь, что в тазах замерзала вода для умывания. Но были в сельской жизни и свои преимущества, да еще какие! В те времена, когда горожане жили впроголодь, обитатели Чарльстона не ощущали недостатка в провизии, ведь к их услугам были огород и собственный птичий двор с курами и гусями, а также клетки с кроликами и пасека. А когда Белл и Грант сменили всю мебель и расписали стены дома, в нем установилась та самая атмосфера, которая раньше привлекала друзей в их лондонский дом. Теперь блумсберийцы зачастили на лоно природы, в Чарльстон.

После 1919 года этот дом стал дачей Белл. Летом здесь собиралось веселое и шумное общество. Устраивали пикники, походы, праздники по поводу и без повода. Чаще других приезжали Литтон Стрэчи, Эдуард Морган Форстер, Клайв Белл, Роджер Фрай, Вирджиния и Леонард Вулфы. Именно тогда, в 1925 году, к дому была пристроена новая просторная мастерская, которую спроектировал Роджер Фрай. До этого Ванесса Белл работала в маленькой мастерской в мансарде.

В 1939 году Белл и Грант прочно осели в Чарльстоне. Здесь же художница и умерла в 1961 году. Дункан Грант пережил ее на семнадцать лет. К этому времени дом успел изрядно обветшать. За ремонт взялся сын художницы, Квентин Белл. В 1986 году дом-музей открылся для публики.

Сегодня посетители дома-музея могут увидеть его таким, каким он был в 1950-х годах. Стены, двери, занавеси, камин, даже оконные рамы, — все здесь украшено росписями Ванессы Белл и Дункана Гранта. Почти вся мебель, стоящая в доме, была куплена в комиссионном магазине в Льюисе, а затем расписана Белл и Грантом в духе «Омеги». Кроме этого изысканного «старья», в доме есть и действительно антикварные вещи, принадлежавшие нескольким поколениям Стивенов. Можно увидеть здесь и картины кисти мастеров, которые были близки к группе «Блумсбери».

Настенные росписи в церкви в Бервике

Настенные росписи в церкви в Бервике     В 1940 году епископ Белл (однофамилец художницы) обратился к Дункану Гранту, Ванессе Белл и Квентину Беллу с просьбой сделать росписи в небольшой церкви в деревушке Бервик, расположенной в двух милях к юго-востоку от Чарльстона. Таким образом епископ желал сблизить религию и современное искусство.

Художники приняли предложение епископа и немедленно приступили к работе. Ванесса Белл написала для бервикской церкви две фрески, «Рождество» и «Благовещение», помещенные но стенам нефа. Кисти Гранта принадлежат «Христос во славе» и «Распятие». Росписи были закончены в 1943 году и сразу вызвали полемику в церковных кругах. Некоторые священники приветствовали начинание епископа Белла, полагая, что для восстановления связи между религией и современностью все средства хороши. Другие, наоборот, считали бервикские фрески бездуховными и безнадежно далекими от лучших образцов религиозного искусства. Больше же всех были озадачены прихожане — с опаской отнеслись они к вольной трактовке сюжетов Священного Писания, допущенной блумсберийцами. Справедливости ради стоит заметить, что стиль «Блумсбери» действительно не очень-то подходил для церковной живописи.


* Группа Блумсбери (иначе — «Блумсберийский кружок», англ. Bloomsbury Group) — элитарная группа английских интеллектуалов, писателей и художников, выпускников Кембриджа.