Кафедральный собор, Кастельфранко

Кафедральный собор, Кастельфранко

В Кастельфранко — небольшой и скромный итальянский городок — многие едут лишь ради того, чтобы увидеть «Мадонну да Кастельфранко» Джорджоне.

История Кастельфранко началась в XII веке, когда близ перекрестка древних дорог Постумия и Аурелия граждане коммуны Тревизо построили крепость, желая обезопасить себя от набегов с востока. Крепость (часть ее, кстати, сохранилась до наших дней) очень быстро стала обрастать домами, ремесленными мастерскими и лавками. В 1339 году город вошел в состав Венецианской республики.

Если бы мы посетили Кастельфранко в начале XVI века, то обнаружили бы его вполне цветущим городком, чье благополучие основано, главным образом, на торговле. Торговля способствовала, в частности, развитию искусств — живописи и архитектуры. Кастельфранко украсился изысканными домами, оброс загородными виллами, а жители его, повинуясь «духу Ренессанса», принялись заказывать картины.

Но кондотьер Туцио Костанцо, один из немногих известных нам заказчиков Джорджоне, не стремился к услаждению своих взоров живописью. Он хотел почтить память своего сына, «заболевшего в битве при Казентино и умершего в Равенне в 1504 году», как писал Франческо Сансовино. Исполняя это благочестивое желание, Туцио Костанцо заказал Джорджоне алтарный образ для кастельфранкской церкви Сан-Либерале, где в капелле под алтарем святого Георгия покоился перевезенный из Равенны прах двадцатитрехлетнего Маттео Костанцо. Тогда же безутешный отец приказал вделать в стену капеллы мраморную доску с изображением рыцаря в латах и надписью: «Маттео Костанцо Кипрскому, обладающему превосходной красотой тела и замечательной доблестью души, похищенному преждевременной смертью, за хорошо исполненный воинский долг — отец Туцио, сын Муция, с благоговением поставил этот памятник возлюбленному сыну: М D IIII Месяц Август».

Мадонна да Кастельфранко - одна из самых знаменитых картин Джорджоне.

Вернемся, однако, к «Мадонне да Кастельфранко», прославившей церковь Сан-Либерале и кондотьера Туцио Костанцо на весь мир. Этот алтарный образ — единственный в своем роде. Искусствоведы не могут найти ему аналогий в религиозной живописи XV и XVI веков. На первый взгляд, Джорджоне не выходит за рамки традиционной иконографии — он изображает Мадонну на троне, в окружении двух святых. Но при этом он решительно изымает из композиции привычные элементы; музицирующих ангелов, детали церковного интерьера. За спиной Богоматери мы видим пейзаж, что совершенно не характерно для алтарного образа.

Вот уже много лет историки искусства пытаются понять смысл, скрытый в «Мадонне да Кастельфранко». Их работу изрядно осложняет то, что об этой картине Джорджоне почти не осталось никаких отзывов старых авторов. Ни Маркантонио Микиель, ни Джорджо Вазари не бывали в Кастельфранко. Посетил его лишь Карло Ридольфи (в 1640 году), после чего отметил: «Джорджоне написал для Туцио Костанцо, кондотьера наемников, образ Мадонны с Младенцем Христом. Справа поместил святого Георгия, в котором изобразил себя, а слева — святого Франциска, в котором запечатлел черты своего брата».

Нам хотелось бы разделять уверенность Ридольфи, но мы ничего не знаем о существовании брата у Джорджоне и, кроме того, не имеем других доказательств (за исключением слов Ридольфи) того, что справа изображен сам автор и именно в образе святого Георгия, Многие исследователи склонны видеть в святом в рыцарских доспехах не святого Георгия, а святого Либералия. И, возможно, Джорджоне придал ему не собственные черты, а черты безвременно погибшего сына Туцио Костанцо. Полагают к тому же, что конструкция, образующая подножие трона Богоматери есть не что иное, как гробница. Таким образом, можно трактовать «Мадонну да Кастельфранко» как своеобразный надгробный памятник Маттео Костанцо.

Если это так, то становятся понятны и скорбная задумчивость Мадонны, и пейзажный фон, и утешающий жест святого Франциска.

В заключение отметим, что кафедральный собор Кастельфранко знаменит не только джорджоневской «Мадонной». Здесь находятся и фрагменты фресок Паоло Кальяри, прозванного Веронезе (1528- 1588), блестящего колориста венецианской школы. Эти фрески мастер выполнил в начале 1551 года для виллы Соранцо в окрестностях Кастельфранко. Над украшением этой виллы, построенной по проекту Микеле Санмикеле. трудились также и другие художники — Канера и Дзелотти. В 1817 году владелец виллы Соранцо сбил фрески и распродал их, и к началу XX века следы большинства фрагментов росписей виллы Соранцо безнадежно затерялись. К счастью, некоторые из них попали в ризницу собора Кастельфранко, где и хранятся по сей день.

Академический театр

Академический театр
Несмотря на свои весьма скромные размеры, Кастельфранко имеет, чем поразить гостей. Архитектурные памятники попадаются в этом городке на каждом шагу. Бродя по его переулкам (многие из которых получили названия по ремесленным мастерским, когда-то располагавшимся здесь), можно почувствовать дух средневековой Италии. Эпоха Ренессанса представлена здесь великолепными церквами и дворцами. Третья «строительная волна» захлестнула Кастельфранко в XVIII столетии. Архитекторы, руководившие ею, звезд с неба не хватали, но и провалов вкуса у них не случалось: все здания, построенные в это время, органично вписываются в облик города. Кстати, с XVIII века Кастельфранко изменился не так уж сильно. Одним из замечательнейших образчиков архитектуры этого периода является Академический театр. Скромный и строгий фасад его скрывает роскошный интерьер, которым теперь, после огромной работы, проведенной в 1975 году реставраторами, посетители могут насладиться вполне. Помимо прочего, Академический театр знаменит еще и тем, что в нем регулярно проводятся выставки живописи — как старой, так и современной.