Картинная галерея колледжа Церкви Христовой в Оксфорде

Колледж Церкви Христовой выделяется среди остальных колледжей Оксфорда тем, что располагает собственной картинной галереей, в которой собраны картины старых мастеров.
Картинная галерея колледжа Церкви Христовой в Оксфорде

Лучше всего творчество Аннибале Карраччи представлено в галереях и храмах Болоньи и Рима — городов, с которыми была связана жизнь художника. К сожалению, шедевры Карраччи, хранящиеся в Палаццо Фарнезе, недоступны для ценителей его творчества. Дело в том, что в этом здании ныне размещается французское посольство. За пределами Италии наиболее полное собрание работ живописца и его последователей принадлежит картинной галерее колледжа Церкви Христовой — одного из старейших колледжей Оксфордского университета. Это собрание содержит пять картин и дюжину рисунков самого Аннибале Карраччи, несколько полотен, написанных его учениками, а также произведения Агостино и Лодовико Карраччи.

Колледж Церкви Христовой основал в 1525 году кардинал Томас Вулси (ок. 1475-1530), канцлер короля Генриха VIII. Вулси был сказочно богатым человеком, он стремился быть первым во всем и, естественно, хотел, чтобы его детище (изначально этот колледж назывался колледжем Кардинала) превзошел все остальные оксфордские колледжи своим величием и убранством. Об этих упованиях канцлера королевства нам сегодня напоминают большой зал, сооружение которого завершилось в 1529 году, и внутренний двор колледжа Церкви Христовой — действительно, самые большие в Оксфорде.

Впрочем, судьбы сильных мира сего изменчивы и непредсказуемы. В 1529 году Вулси был лишен канцлерства, а спустя год обвинен в государственной измене. Ему грозила смертная казнь, но он умер своей смертью — по пути из Йорка в Лондон. Все его владения перешли в собственность короля Генриха VIII — в частности, лондонский дворец, превратившийся в Уайтхолл, и недостроенный колледж Кардинала. Уже в 1532 году колледж поменял свое название: по высочайшему указу он отныне именовался — колледж короля Генриха VIII.

Прошло еще четырнадцать лет, и в 1546 году колледж получил свое нынешнее имя — колледж Церкви Христовой. На протяжении следующих четырехсот лет он подвергался беспрестанным реконструкциям. Так, например, в 1681-82 годах знаменитый английский архитектор, математик и астроном сэр Кристофер Рен (1632-1723) возвел над главным входом в колледж готическую башню. А в 1738 году в колледже было завершено — спустя двадцать лет после начала — строительство библиотеки, спроектировал которую (в духе классицизма) Джордж Кларк.

Именно здесь, в библиотеке, поначалу хранились картины, ставшие ядром будущей картинной галереи. Их подарил колледжу его бывший студент генерал Джон Гиз (1682-1765), известный коллекционер своего времени. Он приобретал картины не только в Англии, но и — через своих торговых агентов — в Италии. В частности, так попала в его собрание «Мясная лавка» (1582-83) Аннибале Карраччи, до сих пор остающаяся самым знаменитым полотном галереи.

Мы знаем, что отец Лодовико Карраччи (то есть дядя Аннибале) был мясником. Этот факт, видимо, и лег в основу истории, повествующей о том, что «Мясную лавку» Аннибале написал в назидание своему двоюродному брату, «чтобы, — цитируем, — усмирить гордость Лодовико и напомнить ему о его происхождении». Эта история вроде бы соответствует жизненной «стилистике» Аннибале Карраччи. Известны похожие свидетельства ранних биографов живописца, утверждающих, что он не однажды одергивал своего заносчивого брата Агостино, говоря, что им, сыновьям портного, не к лицу слишком уж возвышать себя над прочими людьми. Впрочем, маловероятно, чтобы столь масштабное полотно он написал лишь из «педагогических» целей.

Гиз передал колледжу около 200 картин и 1700 рисунков. Его примеру последовали другие выпускники колледжа. Значительнейшим оказался дар Уильяма Фокса-Стренгуэя, подарившего колледжу в 1828 и 1834 годах превосходную коллекцию работ итальянских мастеров XIV-XV веков. Вообще, нужно отметить, что именно итальянская живопись является гордостью местной картинной галереи. Хотя в ней можно увидеть и работы представителей других национальных школ живописи — в частности, четыре картины великого Ван Дейка.

Кафедральный собор колледжа Церкви Христовой отсчитывает свою историю с XII века.

Двести лет картины были «прописаны» на первом этаже библиотеки колледжа. Новоселье галерея справила в 1967 году, когда было окончено строительство специально предназначенного для нее здания. Оно «исполнено» в современном стиле, но при этом прекрасно вписалось в старинный архитектурный ландшафт. Во многом это связано с тем, что по большей части здание находится под землей.

Большинство картин находится в постоянной экспозиции, чего не скажешь о графических работах — лишь самым лучшим из них нашлось место в выставочных залах.

Кафедральный собор колледжа Церкви Христовой

Этот собор когда-то был частью средневекового монастыря. Все изменилось, когда Томас Вулси задумал поставить себе прижизненный «памятник» в виде колледжа собственного имени. Он обложил монахов непомерными налогами в пользу колледжа, и вскоре монастырь пришел в упадок. Монастырские здания обветшали, и позже их приспособили уже для «светских» нужд. Но храм при этом не пострадал и в 1546 году, когда колледж приобрел свое нынешнее имя, получил статус кафедрального собора. Этот самый маленький в Англии кафедральный собор — единственный в своем роде, так как одновременно является университетской церковью. Большая его часть сохранилась с XII века, а венчающий его резной свод был воздвигнут около 1500 года. Собор интересен многими архитектурными деталями, и прежде всего — цветными витражами, часть которых создана еще в XIV веке.