Художественная галерея Хантингтона, Сан-Марино

Богатым собранием музея в Сан-Марино мы обязаны железнодорожному магнату Генри Хантингтону и его страсти к английской живописи.

Художественная галерея Хантингтона, Сан-Марино

Музейный комплекс в Сан-Марино можно считать уникальным, поскольку в него входят художественная галерея, научно-исследовательская библиотека и ботанический сад. При этом каждая из составляющих комплекса представляет самостоятельную ценность. Комплекс в Сан-Марино появился благодаря миллионеру Генри Эдвардсу Хантингтону (1850-1927), железнодорожному магнату. Большую часть жизни мистер Хантингтон провел в Лос-Анджелесе. Ранчо в Сан-Марино, расположенное неподалеку от Лос-Анджелеса, миллионер впервые посетил в 1892 году и сразу же влюбился в это место. В 1903 году, когда было объявлено о продаже ранчо, он сразу же, не торгуясь, приобрел его.

В период между 1908 и 1910 годами Хантингтон постепенно отошел от дел и целиком отдался своему ранчо и собиранию картин и книг. Его интересы разделяла Арабелла Хантингтон (ок. 1850-1924), вдова дяди Генри Хантингтона, Коллиса П. Хантингтона, также не последнего человека в железнодорожной отрасли США, умершего в 1900 году. Общий интерес к искусству привел к тому, что в 1913 году Генри и Арабелла Хантингтон поженились. Это могло бы произойти и раньше, но Генри Хантингтон должен был сначала развестись со своей первой женой.

Когда Хантингтон купил ранчо в Сан-Марино, он снес стоявший здесь старый дом и построил для себя роскошный особняк, окончательная отделка которого завершилась в 1910 году. Художественная галерея располагается именно в этом особняке (включая и возведенную уже после смерти Хантингтона, в 1934 году, пристройку). Здание библиотеки было закончено в 1920 году. Главный особняк и библиотека окружены садом необычайной красоты, где собраны цветы со всего мира. Сегодня посетителей музейного комплекса более всего восхищает так называемый «Сад Шекспира», где есть все растения, упоминающиеся в произведениях великого писателя. Каждый кустик и цветок при этом снабжен табличкой с соответствующей цитатой.

Хантингтон всегда полагал, что собранные им произведения искусства должны приносить пользу людям. Еще в 1919 году он написал завещание, согласно которому после его смерти в 1927 году на ранчо в Сан-Марино открылся музей. Что касается жены коллекционера, Арабеллы Хантингтон, то она скончалась тремя годами ранее своего супруга. Над их общей с Генри Хантингтоном могилой возвышается теперь мраморный мавзолей, являющийся самой высокой точкой на ранчо.

Собирать книги и картины Хантингтон продолжал до самой своей смерти. Одно из его последний приобретений — полотно Томаса Лоренса «Портрет Сары Баррет Моултон», считающееся ныне одним из лучших экспонатов музея наряду с «Мальчиком в голубом» (1770) Томаса Гейнсборо и «Портретом Сары Сиддонс в образе музы Трагедии» (1784) Джошуа Рейнолдса. Остается лишь недоумевать, каким образом железнодорожный магнат, большую часть жизни не имевший никакого касательства к искусству, сумел настолько развить свой вкус, что собранная им коллекция легла в основу одного из лучших музеев если не мира, то, по крайней мере, всего Североамериканского континента.

Менее чем за 20 лет Хантингтону удалось собрать библиотеку, которую смело можно поставить в один ряд с лучшими национальными собраниями книг и манускриптов. На своих увлечениях он не экономил и часто скупал целые библиотеки аристократических семейств, составлявшиеся веками. Наиболее ценными единицами хранения библиотеки являются Библия, отпечатанная Иоганном Гутенбергом, и рукописная копия «Кентерберийских рассказов» Чосера. Эти книги были приобретены самим основателем музея, однако коллекции продолжали расширяться и после его смерти, поскольку он завещал музейному комплексу в Сан-Марино огромное состояние.

Картины Хантингтон приобретал не таким крупным оптом, как книги, но тоже с вполне американским размахом. Больше всего магната интересовала британская живопись рубежа XVIII-XIX веков (в первую очередь, портреты). После его смерти собрание музея стало пополняться также работами американских и французских мастеров.

Страсть к искусству

Открытый Арчером и Анной Хантингтон парк

Генри Хантингтон не был «белой вороной» в своем семействе. К искусству тяготели многие Хантингтоны. Например, Коллис П. Хантингтон (1821-1900), дядя Генри Хантингтона, также собирал картины, отдавая предпочтение барбизонской школе. Его жена Арабелла (после ставшая супругой Генри Хантингтона) не только разделяла увлечение обоих своих мужей, но и выступала как самостоятельный коллекционер. Свое собрание она завещала сыну, Арчеру М. Хантингтону (1870-1955), подарившему впоследствии большую часть этих картин различным музеям. Арчер М. Хантингтон был поэтом, специалистом по испанской литературе и основателем нью-йоркского Испанского общества в Америке (1908). Жена его, Анна Хантингтон (1876-1973), занималась скульптурой, специализируясь на изображениях животных. Вместе со своим супругом она реализовала несколько благотворительных проектов, среди которых выделяется открытый в 1931 году общественный природный парк «Букгрин Гарденз» — неподалеку от Чарльстона, штат Северная Каролина.